Подпишитесь на новые притчи:

Мы с радостью сообщим Вам
о новых публикациях притч
на smisl-zhizni.ru
Вы не пропустите ни одной
новой притчи!

Введите свой email:

 

Православный интернет-магазин Псалом.ру

Опрос на сайте

От какой страсти Вам больше всего хотелось бы избавиться?
 

Рекомендуем посмотреть

притча бусы из бирюзы

Видео притча о брошенном камне

zhertva-lubvi

mirotvorets-s

притча воробей

Притча о коте

Видео притча о материнской любви

Поиск по сайту

Обмен ссылками

Приглашаем православные сайты
к обменну ссылками

Православный каталог


В чем смысл жизни человека?

 

в чем смысл жизни

Приглашаем почитать новые притчи на сайте: о любви и дружбе | о семье и счастье | о вере и неверии | о жизни и мудрости | о гордости и смирении. Цитаты о любви | о жизни. Посмотреть видео-притчи. Послушать аудио-притчи.

Поделитесь этой статьей у себя. Будем Вам благодарны!

А есть ли бесы? Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Истории о любви из жизни

Афонский монастырь (Русик)

"Из Архива Свято-Пантелеимонова монастыря. г.Афон"

Из жизни помещика, прожившего на г. Афон около года

Русский помещик Г. И. Б. проживал в Германии 20 лет для воспитания своих детей. Прочитав книги известных германских философов, которые доказывают, что в настоящее время истинная христианская вера везде потеряна, что отыскать ее можно разве только на Афоне, согласился с ними и приехал на Святую Гору как изыскатель потерянной христианской веры. С этой целью он обратился к русским старцам.

Отец Иероним (Соломенцев Иван Павлович; 28.06.1805 - 14.11.1885, духовник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне.) из беседы с помещиком понял, что он читал книги германских мистиков, которые вбили ему в голову, что истинная христианская вера потеряна. Г. И. Б., как православный христианин, должен был сперва изучить свое, православное богословие и потом уже дозволить себе, и то по совету опытных людей, заняться изучением других христианских вер. Но он сделал наоборот: не зная своей, православной догматики, он прилежно принялся читать сочинения разных западных философов без разбору, не понимая происходящего от того вреда и увлекаясь одним любопытством. «Я, — говорил он, — изучил все веры, знаю все религии древние и новые, еллинские, индийские, персидские, халдейские, египетские, читал Талмуд, кабалистику, Коран и разные магии. Читал также и новых философов, особенно люблю германских, но во многом последую мистическому мудрованию». Все это совокупно сбило его со стези Православия, в котором он не был утвержден от юности.

Г. И. Б. не верил в бессмертие, не верил в существование злых духов; посещение церковной службы, поклоны, молитвенные правила — все это он считал бессмысленной формалистикой, а самих монахов — формалистами. Не желая принимать на себя что-либо из «формальных» трудов, он просил старца взять его под свое руководство, чтобы познать истинную христианскую веру, обещаясь, однако, во всем слушаться.

Отец Иероним заметил, что такой дух неверия свойствен нынешним молодым людям, воспитанным одним лишь внешним образованием, почему и бросаются они в огонь и воду разных бедствий, покуда на горьком опыте не познают, что без веры в Промысл Божий нет счастья ни в чем, и, не желая, чтобы Г. И. Б. уехал неутешенным, дал свое согласие и сказал: «Вы, кажется, читали Лествичника, а потому можете вспомнить изречение его или совет всякому новоначальному. Он так говорит: "Хотя бы кто и всю премудрость мира имел, но, поступивши в монастырь, должен начинать с азбуки". И Господь сказал: "Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное" (Мф. 18, 3)». Тут помещик торопливо спросил: «Да от чего мне обращаться и куда?» Духовник ответил ему так: «Как от чего вам обращаться? Да у вас в уме целый хаос задушевных ваших дум, и мыслей, и многообразных познаний добрых, а еще более злых. Этот хаос господствует в душе вашей и не допускает воспринимать ей свыше духовные впечатления и благочестивые чувства. Если вы от него не обратитесь к детской благодатной простоте, то и не внидете в Царствие Небесное. Поэтому с этого времени вам нужно всякое наше слово принимать просто, верить ему без рассуждения, никак не рассуждать по-своему, хотя оно казалось бы вам и неправильным, ибо без исполнения этого условия вы не получите желаемого. Предупреждаем вас: знайте и приготовьтесь отражать святою простотою всякое сомнение, внушаемое вам бесами».

Тут он так и ахнул: «Ах, пожалуйста, вы не говорите мне никогда о диаволе и бесах, потому что я не признаю бытие их». При этих словах и духовник не вытерпел, засмеялся, говоря: «Да это им на пользу! Тем они удобнее могут всегда владеть вами». Но он опять начал спорить и говорить: «Да какие тут бесы? Как я сам в сердце моем размышляю, что только хочу, так для чего тут требуются какие-то бесы? Нет, я никогда этому не поверю, да и во всей моей жизни я не видал и даже не заметил ни одного беса». «А если бес заговорит с вами в мыслях ваших во втором лице, тогда что вы на это скажете?» — спросил его духовник. «Как, разве это может быть?» — отвечал он. «То-то, что может быть. Он по допущению и явно показывается», — сказал духовник. «Ну, тогда поневоле поверишь», — ответил Г. И. Б.духовник отец Иероним

Потом духовник определил ему посильное послушание, от которого он был в восторге: ни в чем себя не принуждать, а только слушаться во всем своей совести. Есть, пить, спать, писать, читать, в церковь ходить — все делать по велению совести. И второе, чтобы все свои мысли и желания открывать ежедневно, и добрые, и злые. «Это послушание, — говорил духовник, — поставляем вам в обязанность, и старайтесь исполнять его строго, ибо это необходимо для спасения, и без исполнения сего вы не достигнете вашей цели, потому что нередко случается, что и одна с намерением утаенная от духовного отца мысль или дело хотя и малые, но после причиняют большой вред душе. Тем более душевредно, если кто во многом скрывает пред духовником свои мысли и дела. А так как вы много грешили в жизни вашей, а грехи смываются горькими слезами, потому вам надобно приобрести их».

Выслушав это, помещик сказал: «Ах, Боже мой! Да я от роду моего не плакал. Кто даст мне слезы?» Духовник отвечал: «Да это не ваше дело. Вы со своей стороны будьте расположены принять их, а они в свое время дадутся вам, а за этим дастся и второй плод духовный — радость, без коей христианин не может быть благонадежен в спасении души своей». Все это он согласился исполнять, и, к удивлению духовника, с детской простотой и доверием.

Вечером, когда зазвонили к вечерне, помещик по обычаю начал упрекать монахов-формалистов, надеющихся спастись исполнением одной формы, но вдруг какая-то тонкая, тихая и приятная мысль так мягко начала ему внушать: «Что же, хотя ради прогулки пойди в церковь, и если не хочешь там стоять и молиться, то можешь выйти и прогуляться, куда хочешь». Он не принял этой мысли, но вдруг ему сделалось скучно, тяжело до того, что пойти в церковь показалось ему приятной прогулкой, и он немедля вскочил со стула, побежал в церковь и с удовольствием простоял там до конца службы.

Таким образом повторялось с ним часто, покуда он пришел к убеждению, что общественное служение церковное есть богоугодное дело и необходимое для нашего спасения. Он начал ходить в церковь на всякую службу, находя в ней духовное утешение.
Однажды в полдень напала на него какая-то скука, так что он и не знал, как и чем развлечь себя. В это время совесть подсказала ему прочитать дневники свои, которых он никогда не перечитывал. Начав читать, он обратил внимание, что Промысл Божий тайно и явно помогал ему в жизни, избавляя его от беды и скорби, отчего он расчувствовался и расположился к умилению. В таком-то году, напоминала ему запись, ехал он с женой, у которой был на руках грудной ребенок, ночью в карете, кучер задремал, и лошади вместе с каретой и седоками упали в овраг с обрыва сажени две глубиной, но никто не претерпел совершенно никакого вреда, кроме испуга.

«По прочтении этого дневника, — рассказывал он старцу, — я пришел в великое сокрушение, пал на колена пред крестом Господним и начал благодарить Господа за такое явное избавление от смерти и вместе с тем укорять себя, что я забыл Его великие благодеяния и во всю мою жизнь оскорблял Его моими грехами, бунтовался против Него. В таких размышлениях я начал плакать и рыдать, да так горько и страшно, что и сам не могу хорошо объяснить. Тут я невольно взглянул на Распятого, и во мне закипела такая страшная радость, что я невольно, как дитя, засмеялся при мысли, что Он не только прощает все мои грехи, но еще хочет спасти меня».
Отец Иероним на это сказал ему: «Так Господь творит с душами, возрождающимися из греховной жизни во святую жизнь».

С этого времени Г. И. Б. получил от Господа дар слез и плакал часто и очень много.
Однажды он спросил старца, что это значит, что иногда он предузнавал о каких-либо событиях: например, сказал однажды о землетрясении в соседнем городе, которое действительно в это время там случилось. Духовник ответил, что это пытливый дух ему сообщает. От этих слов он сконфузился, так как не верил еще в существование каких-либо духов, но промолчал.
Открывая ежедневно свои помыслы, Г. И. Б. жаловался старцу, что хульные помыслы, особенно на литургии, не дают ему покоя, гонят его с Афона. Так как он не верил, что это мысли не его, а бесовские, то старец принужден был дать ему совет, чтобы он сказал этой мысли так: «По заповеди отца моего духовного, заклинаю тебя именем Господа нашего Иисуса Христа, скажи мне, кто ты такой».

духовник отец ИеронимИ вот в одно утро пришел он после литургии и рассказал следующее: «Как только начали литургию, непосредственно пришла ко мне мысль и начала по обычаю хулить форму службы и самих формалистов, особенно вас, духовников, и затем начала убеждать меня, чтобы я удалился с Афона. В это время я вспомнил ваш совет, какая-то другая мысль напомнила мне его: "Вот теперь хорошо испытать совет духовника". И я тотчас сказал хульной мысли: "По заповеди отца моего духовного заклинаю тебя именем Господа нашего Иисуса Христа, скажи мне, кто ты такой". Непосредственно за сим я слышу голос, отвечающий мне так: "Да диавол!" И еще слова его: "Ну, когда этот искариот Иероним разоблачил нас, то теперь нечего таиться. Что это ты, проклятый, оставлять вздумал нас? Я во всю жизнь твою служил тебе, и угождал, и уже прозорливым сделал тебя, а ты за все это неблагодарен остался ко мне!" "А разве это ты давал мне прозорливость?" — спросил я его. "А кто же?!"— отвечал он. Потом я спросил его: "А что же было бы со мною после?" — "А вот что было бы с тобою: пред смертию твоею я разоблачил бы тебя и показал бы тебе, что все это было мое дело, а не Божие, и ты бы от этого пришел в отчаяние и сам себя убил бы". На это я сказал ему: "Ах ты, проклятый!" Он мне в ответ: "Сам ты проклятый!" И затем начал бранить меня с яростию бесовскою самыми скверными площадными словами. Потом слышу — он говорит какому-то другому бесу: "Слышишь, Васька, этот проклятый хочет избавиться от нас. Нет, и сто Иеронимов не избавят тебя от нас!" Потом эти бесы начали кощунствовать над службою Божиею, произносили разные сквернословия: ко всякому возгласу и пению и они прилагали свои скверные пригудки и тем смешили меня чрезвычайно».

С этого времени он стал верить в бытие отступнических духов и начал познавать различие мыслей: какая мысль своя, человеческая, и какая мысль от ангела-хранителя, и какая злого духа.
После этого духовник дал ему прочитать книги преподобных Макария Египетского и Исаака Сирина, и он окончательно убедился, что иноверные мистические сочинения, на которых он повредился, в сравнении со святоотеческими кажутся мелкими и низкими и совсем не выдерживают критики православного здравого разума. Собрал все свои книги — 20 лучших, как он считал, сочинений, привезенных им из Германии, и бросил в печку.

Однако последствия от чтения философских книг все еще сказывались. Он продолжал не верить в бессмертие, о чем скорбел, молился и просил молитвенной помощи старца.
Однажды пришел он с веселым лицом и рассказал: «Я уже прежде говорил вам, что страдаю духом неверия в бессмертие и что это мучит меня день и ночь. Скорблю об этом и сетую, молюсь и плачу. Прошу Бога, дабы Он избавил меня от этой тяжкой печали, но все напрасно, нет никакой перемены и облегчения моему печальному положению. В таком настроении духа я теперь ходил взад и вперед по коридору, скучая и не находя, чем бы себя развлечь и утешить. Вдруг тихая мысль говорит мне: "Войди в келлию, сядь и пиши". Я, не думавши, спросил: "Что, Господи, писать?" Мысль отвечает мне: "Что тебе будет сказано". Я вошел в келлию, сел на стул, взял карандаш и бумагу. Потом мысль сказала мне: "Пиши: первый урок о бессмертии". Далее мысль говорит: "Пиши: человек создан не бессмертен, но бессмертие даровано ему от Бога; если бы не было ему даровано бессмертие, он не был бы достоин Бога". Дописавши до этого места, у меня сделалась такая большая радость, что я уже не мог более писать, а побежал к вам рассказывать о сем».

Старец на это заметил ему, что надобно было подождать окончания просвещения духовного. Впрочем, если сказано было, что это «первый урок о бессмертии», следовательно, должно последовать и второму уроку, с чем Г. И. Б. и сам согласился.

После этого происшествия он заметно успокоился и уже с тех пор не жаловался более на докуку неверия в бессмертие, а мысль стала склонять его, чтобы принять монашество, и он стал беспокоить старца требованием пострижения. Когда же ему было отказано, он опечалился, но через две-три недели вдруг ему пришло просвещение помолиться. Когда он начал молиться, то слезы из его глаз лились ручьями, и тут ему было богословское вразумление — сначала о догмате Святой Троицы, а потом уверение в правильности ответов духовника и внушение, что сам после будет благодарить.

Отпраздновав в духовной радости Пасху, помещик уехал с миром с Афона. Всего же он прожил там около года.

 

Комментарии   

 
0 #1 Guest 15.01.2017 13:00
Весьма поучительная история!
Цитировать
 

СЛУЧАЙНЫЕ ПРИТЧИ С САЙТА

  1. Великая сила слов - "Простите меня"

    Притчи о любви и дружбе
    Притча о силе слов -  Простите меня Взрослые играли в карты, а девочка лет пяти лежала на печке и смотрела на них. Чистым детям нередко открывается иной мир. Она видела, как бесы стоя...
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  2. Лучше помолчи

    Притчи о жизни и ее исправлении
    moreСтарец и его ученик-послушник встретили человека, который, считая послушника своим обидчиком, начал ругать его. Ученик довольно долго молча и терпе...
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  3. Свой крест. Песня-притча Светланы Копыловой

    Песни притчи Светланы Копыловой
    kopilova-33
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  4. Как вырастить сладкие арбузы? Притча о друзьях старца Паисия Святогорца.

    Христианские притчи святых Отцов
    Притча старца Паисия Святогорца о том как надо выбирать друзейОдин человек решил однажды посоветоваться со старцем Паисием Святогорцем об одном искушении. Когда он общался с товарищами, имеющими гордый образ ж...
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  5. Притча о притче

    Притчи о жизни и ее исправлении
    Притча о притчеПравда вышла неодетой из райского сада. Так она и бродила по свету – ни чем не закрытая и не приукрашенная. А люди, которые еще помнили Бога, удивл...
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  6. Следы на песке. Песня-притча Светланы Копыловой

    Песни притчи Светланы Копыловой
    kopilova-02
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
«Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь
Разработка сайта: Православный каталог - Православие online