Подпишитесь на новые притчи:

Мы с радостью сообщим Вам
о новых публикациях притч
на smisl-zhizni.ru
Вы не пропустите ни одной
новой притчи!

Введите свой email:

 

Православный интернет-магазин Псалом.ру

Опрос на сайте

От какой страсти Вам больше всего хотелось бы избавиться?
 

Рекомендуем посмотреть

zhertva-lubvi

mirotvorets-s

притча воробей

Притча о коте

Видео притча о материнской любви

Поиск по сайту

RSS раздела притчи

православная социальная сеть

Обмен ссылками

Приглашаем православные сайты
к обменну ссылками

Православный каталог


В чем смысл жизни человека?

 

в чем смысл жизни

Приглашаем почитать новые притчи на сайте: о любви и дружбе | о семье и счастье | о вере и неверии | о жизни и мудрости | о гордости и смирении. Цитаты о любви | о жизни. Посмотреть видео-притчи. Послушать аудио-притчи.

Поделитесь притчей у себя. Будем Вам благодарны!


Притча о блудном сыне Печать
Рейтинг пользователей: / 140
ХудшийЛучший 
Притчи Иисуса Христа

Притча о блудном сыне

В этой наиболее выразительной и прекрасной притче Господь с убедительной наглядностью и трогательностью изображает любовь Божию к кающемуся грешнику, каковы мытари и грешники, окружавшие Его, и отношение к этому мнимых праведников, каковы книжники фарисеи, роптавшие на Господа за его любвеобильное обращение с мытарями и грешниками.

 

 

 

 

ТЕКСТ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

 У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

— Лк.15:11-32

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына:

Под образом этого человека представляется Бог; два сына — это грешники и мнимые праведники и книжники.

Младший из них:

Младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни.

Дай мне:

Сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения.

Следующую мне часть имения:

По закону Моисееву (Втор 21, 17), Младший сын получал половину того, сколько получал старший.

Разделил им имение:

Отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так.

Собрав все, пошел:

Тяжела ему показать опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушает, расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог.

Дальняя сторона:

Есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

Настал великий голод:

К бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию.

Пасти свиней:

Самое унизительное для истого иудея занятие. Закон иудейский запрещал иудеям есть свинину, свинья была для них противным животным. Так нередко грешник, когда привязывается, чтобы заглушить сознание свое греховное, к какому-либо мирскому предмету, унижается еще более и доходит до самого бедственного состояния.

Наполнить чрево свое рожками:

Это плоды одного дерева, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней и которые впрочем иногда употребляли в пищу и бедняки (вроде наших дубовых желудей).

Но никто не давал ему:

И этой скудной пищи ему не удавалось приобрести, по причине сильного голода в стране той. Так бедственно было положение его, и так бедственны следствия греховной жизни. И благо грешнику, если он в бедствиях услышит милосердный голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить эту греховную жизнь, как приточный распутный сын.

Придя в себя:

Оборот речи весьма выразительный. Такой оборот употребляется, когда после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, человек приходит в себя, когда к нему возвращается сознание. Не так же ли болен, до потери сознания грешник, когда он объят грехом так, что не сознает требований воли Божией, не хочет знать ни закона естественного, ни закона откровенного, забывает и Бога, и совесть, и честь. Тяжкие следствия греха, в соединении с внешними бедствиями, приводят его наконец в себя; он как бы просыпается и начинает познавать предметы в их истинном виде; болезненные грезы рассасываются, трезвое сознание возвращается.

Встану, пойду к отцу моему:

Решимость грешника оставить грех и покаяться. Благословен Бог, призывающий снова к себе грешника! Благословенна минута, в которую в темной душе грешника засвечивается этот луч надежды на милосердие Божие и решимости покаяться!

Я согрешил против неба и пред тобою:

Небо в смысле особенного места присутствия Божия и местопребывания святых Ангелов и праведных людей; пред тобою — оскорбленным и негодующим любвеобильным и милосердным отцом. Это выражение и искреннего покаяния грешника, признающего, что грехом своим он оскорблял святого Бога и всех святых, окружающих престол Его.

Не достоин называться сыном:

Рвение глубокого смирения и не достоинства, каковыми сопровождается истинное покаяние грешника.

В число наемников твоих:

Выражение глубокой любви к дому и крову отеческому, по которой распутный сын желает, хотя бы на самых тяжких условиях быть принятым в дом отчий.

Когда он был еще далеко:

Все дальнейшие черты выставлены для яснейшего изображения великой любви Отца Небесного к кающемуся грешнику, возвращающей грешной душе то, что она потеряла через грех, и украшающей ее новыми благодатными дарами, чему сорадуются все святые небожители. Отец — старец, издалека увидев возвращающегося сына бежит сам ему навстречу, обнимает его, целует, и, приняв раскаяние, повелевает обуть и одеть его, вместо бывшего на рубища, в лучшие одежды и украсить его, а потом — стали все за трапезой веселиться. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми, вместо утраченных, духовными благами и дарами.

Был мертв, и ожил:

Грешник отчуждающийся от жизни в Боге, — то же, что мертвый, так как жизнь человеческого духа возможна только в единении с источником его — Богом; в отчуждении же от Него жизни нет ( 1 Тим 5, 6. Рим 6, 13. Мф 8, 22); почему обращение грешника к жизни в Боге представляется как воскресение его из мертвых (Рим 6, 13. Еф 2, 1. Отк 3, 1)

Старший же сын:

В примечательных чертах изображается этот старший сын сравнительно с чертами характера отца и младшего своего брата. Он возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. Да, это они — по виду точные и строгие исполнители закона, холодные, бессердечные в отношении к заблуждающимся братьям, хвалящиеся исполнением воли Божией, не хотящие иметь общения с мытарями и грешниками, гордые, самомненные праведники, — это они — книжники, и фарисеи, и законники, — это их и им подобных образ в противоположность образу кающегося грешника и любвеобильного Отца-Бога.

Был на поле:

Работал, в противоположность младшему брату, который не хотел жить и работать в доме отцовском, а ушел в дальнюю сторону распутничать. Под образом работы на поле разумеется исполнение книжниками и фарисеями требований закона; о качестве и характере работы здесь не говорится.

Услышал пение и ликование:

Пение и ликование — символ веселья и радости вообще.

Он осердился и не хотел войти:

Так и мнимые точные исполнители закона, фарисеи, не хотели иметь общение с мытарями и орешниками и сердились на Господа, что Он не следует им в этом

Отец же его, выйдя, звал его:

Со словом любви обратился к нему отец, даже сам вышел к нему. Так и Бог с любвеобильным словом откровения, особенно через Господа Иисуса Христа, обращался к этим гордым и холодным исполнителям закона, но не находил и не нашел в их сердце сострадательности и любви.

Вот, я столько лет служу тебе:

Вместо сочувствия и любви к брату и отцу старший сын начинает вычитывать отцу наставления, выставляет свои заслуги, жалуется на обиду, поносит брата. В обращении к отцу у него не вырывается нежного любвеобильного — отче (батюшка); брата он не хочет называть братом,

А — этот сын твой:

И резкой чертой указывает его поведение; с особенной настойчивостью указывает на службу свою и на то, что никогда не преступал повелений отца. Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжники. Примечательная черта, что все желание этого старшего сына сосредоточивалось на козленке, и он с завистью упрекает отца за откормленного теленка, заколотого по случаю возвращения пропавшего брата. В этом он видит свидетельство нелюбви к нему отца...

Он же сказал ему:

Хотя самооправдание, это выставление собственных заслуг, эта гордость и заносчивость перед отцом, это высокомерное и холодное презрение к брату сами над собой произносят осуждение, но Господь как бы более еще усиливает это осуждение любвеобильным обращением отца к этому старшему сыну. Еще раз с любвеобильным обращением — сын мой — отец хочет смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства.

Ты всегда со мною, и все мое твое:

Не все имение расточено братом твоим, и не твое, — твое осталось с тобой, а тому отдано было свое. В отношении к фарисеям и книжникам этим показывалось, что они всегда могут иметь доступ к Богу; у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные, могут стяжать, но... не могут они заслужить благоволения отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно – нравственном настроении. — Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен был бы радоваться и веселиться об обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах (ст. 6. 10), а они отвращаются и не хотят иметь общения с ними. Словом отца оканчивается притча, и Господь как бы спрашивает осуждавших Его книжников и фарисеев (ст. 1): что же, хотите ли вы еще роптать на Меня за то, что Я обращаюсь с мытарями и грешниками, и отвращаться от них, или хотите принять участие в радости неба – Бога и Ангелов и праведников об обращении кающегося грешника.

_______________________


Притча о блудном сыне: читать текст и толкование на smisl-zhizni.ru ©

 

Комментарии   

 
-1 #9 Геннадий 17.07.2013 23:09
Цитирую Юлия:
Сама работаю в школе, и уже третий год подряд изучаем притчу о блудном сыне. Детям очень нравится вчитываться в каждое слово и находить смысл. Для меня же до сих пор оставался не совсем понятым старший сын. Я предполагала, что он транслирует позицию обычного человека, готового всегда за все судить, не умеющего прощать и понимать. По большому счету, мне казалось, что в нем есть частица каждого из нас, смертного, привыкшего не видеть у себя никаких недостатков и с пристальным вниманием рассматривать их у других, причем, без разницы, кто эти другие: родные ли, близкие ли, друзья ли, соседи. Поэтому мы приходили к выводу, что такому человеку не хватает мудрости, чтобы вырасти над собственными эмоциями. Для взросления души нужно время, силы, старание, терпение в конце концов.Это мои собственные мысли.Прочитав здесь толкование образа старшего сына, поняла, что я далека, и, наверно, не совсем права.

Слово Божье - как прекрасный многогранный бриллиант. Граней бесконечно много. Приведенное выше толкование - одна грань, Ваше восприятие и понимание - другая, и т.д. Уверен, ещё очень много полезного, интересного, удивительного, важного, нового со временем Вам откроется в этой (и не только этой)притче. Категории "права-не права" здесь не совсем подходят...
Цитировать
 
 
0 #8 Саня 03.04.2013 06:47
Притчи как и все имеют явный и скрытый смысл, это зависит от вашей чистоты.
Если исключить личности и ваше отношения к ним ( не судите), то все станет совсем другим...
Цитировать
 
 
0 #7 Юлия 13.03.2013 20:15
Сама работаю в школе, и уже третий год подряд изучаем притчу о блудном сыне. Детям очень нравится вчитываться в каждое слово и находить смысл. Для меня же до сих пор оставался не совсем понятым старший сын. Я предполагала, что он транслирует позицию обычного человека, готового всегда за все судить, не умеющего прощать и понимать. По большому счету, мне казалось, что в нем есть частица каждого из нас, смертного, привыкшего не видеть у себя никаких недостатков и с пристальным вниманием рассматривать их у других, причем, без разницы, кто эти другие: родные ли, близкие ли, друзья ли, соседи. Поэтому мы приходили к выводу, что такому человеку не хватает мудрости, чтобы вырасти над собственными эмоциями. Для взросления души нужно время, силы, старание, терпение в конце концов.Это мои собственные мысли.Прочитав здесь толкование образа старшего сына, поняла, что я далека, и, наверно, не совсем права.
Цитировать
 
 
0 #6 Юрий 03.03.2013 13:10
Цитирую Алексей:
[quote name="Маша"]Причем младший вернулся от голода, а не от покаяния


Он вернулся от покаяния, хотя и голод стал тому первопричиной. Вообще здесь
ключевая фраза: "Придя в себя".
Т.е блудный сын задумался о своих сделанных поступках в жизни, понял, что был не прав и совершил большую ошибку. "Пришел в себя" он действительно от голода и тяжелой жизни.

Да, и старший сын здесь никакой не праведник, как в итоге оказалось он был завистником и гордецом, не любящим не отца, не брата.
Цитировать
 
 
0 #5 Алексей 03.03.2013 10:01
Цитирую Маша:
Сколько бы толкований не читала - не признаю смысла притчи. Создается такое впечатление, что в христианской вере грешникам все прощается, а с праведников больше спрашивается. Все претензии со стороны старшего обоснованы, ведь гораздо легче сознаться в грехах, чем не совершать их. Причем младший вернулся от голода, а не от покаяния. Такое и в жизни часто бывает: дети стараются понравиться своим одноклассникам и ссорятся с родителями, т. к. любовь родителей уже завоевана. И в чем же тут мораль? Прочитавший придет к выводу, что быть праведником нет смысла не только со стороны материальной, но и моральной.


)) Сила жизни не в правельности образа, а в любви, единении, старший был вооружен знаниями, а младший нет. Старшим и умным надо быть милосерднее к обделенным или не достигшим зрелости)))
Цитировать
 
 
+3 #4 Маша 01.03.2013 17:53
Сколько бы толкований не читала - не признаю смысла притчи. Создается такое впечатление, что в христианской вере грешникам все прощается, а с праведников больше спрашивается. Все претензии со стороны старшего обоснованы, ведь гораздо легче сознаться в грехах, чем не совершать их. Причем младший вернулся от голода, а не от покаяния. Такое и в жизни часто бывает: дети стараются понравиться своим одноклассникам и ссорятся с родителями, т. к. любовь родителей уже завоевана. И в чем же тут мораль? Прочитавший придет к выводу, что быть праведником нет смысла не только со стороны материальной, но и моральной.
Цитировать
 
 
0 #3 Юрий 05.11.2012 11:50
Хорошее толкование! В нем состояние старшего сына выглядит намного страшнее, чем младшего сына, даже в блудном состоянии
Цитировать
 
 
0 #2 Саня 05.11.2012 09:37
Я бы иначе исталковал. Интересно, а когда поймут, что и не надо было ничего исталковывать, точно – первые станут последними….
Цитировать
 
 
+1 #1 Dmytro 29.01.2012 01:33
ПОСЛЕДНИЕ ДА ПЕРВЫМИ БУДУТ
Цитировать
 

СЛУЧАЙНЫЕ ПРИТЧИ С САЙТА

  1. Притча о косолапом медведе

    Притчи о жизни и ее исправлении
    Притча о медведеНадоело медведю, что его одного называют косолапым.Взял он, да и наступил волку на лапу.Волк - лисе.Лиса - зайцу.Вскоре все звери в этом лесу стали...
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  2. Непослушный послушник. Песня-притча Светланы Копыловой

    Песни притчи Светланы Копыловой
    kopilova-34
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  3. Жители города

    Притчи о жизни и ее исправлении
    Притча о жителях городаЖил на свете один старый человек. Каждый день он поднимался на вершину холма и задумчиво глядел на расстилающийся внизу городок. Однажды около него...
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  4. У моря. Песня-притча Светланы Копыловой

    Песни притчи Светланы Копыловой
    kopilova-23
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  5. Волшебная копейка

    Притчи о счастье и семье
    Волшебная копейкаШел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А ...
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
  6. Притча про пыльный ковер.

    Притчи о жизни и ее исправлении
    Притча о выбитом ковреВынесли ковер на улицу - выбивать.Бил-бил хозяин его по бокам. Целых полдня выбивал. Хотя можно было и за час всю работу сделать.Но то один сосед м...
    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ