Высказывания о языке Печать
Рейтинг пользователей: / 42
ХудшийЛучший 
Мудрые высказывания великих людей

...Грех, содеваемый языком, и на деле весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты — и язык предваряет. Похоть ли возобладала тобою — язык прежде всего слу­жит тебе, как бы переводчицей и переносчицей, которая помогает во грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца гово­рит, но для обмана других.

Но к чему перечислять словом все грехи, совершаемые языком? Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: срамословие, смехотворные, глупые, непристойные речи, пе­ресуды, слово праздное, лживые клятвы, ложные свидетель­ства — все это и гораздо еще большее число зол суть про­изведение языка. А те, которые отвергают уста своя на по­ругание славы Божией и неправду в высоту глаголют (ср.: Пс. 72, 8), каким другим орудием совершают сие не­честие, как не орудием языка! Итак, поскольку от словес своих осудишися (Мф. 12, 37), то удержи язык твой от зла (Пс. 33, 14) и не делай сокровища языком лживым суетная (ср.: Притч. 21, 6). Удержи и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33, 14), т. е. сделай, чтобы целое орудие, данное тебе на служение слову, было свободно от действий лукавых (свт. Василий Великий).

***

...Бежал ты жизни тленной, вступив на поприще мона­хов, но язык у тебя неудержим, и говоришь, не подумав. Это не иное что значит, как построить крепкую, неприс­тупную для врагов стену и для входа им оставить врата. Если хочешь и стену соблюсти в безопасности, и перед вра­гами оказаться сильным, то всеми силами сдерживай язык, от которого приключаются мгновенные и великие падения (прп. Исидор Пелусиот).

***

Самая великая лежит на нас нужда управлять, как должно, языком своим и обуздывать его. Двигатель язы­ка — сердце; чем полно сердце, то изливается языком. Но и обратно излившееся через язык чувство сердца укрепля­ется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава.

Добрые чувства молчаливы. Излияния через слова ищут более чувства эгоистические, чтобы высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны. Многословие в больших случа­ях происходит от некоего горделивого самомнения, по кое­му, воображая, что мы слишком многосведущи и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворительное, неудер­жимое испытываем понуждение высказаться и обильною речью с многократными повторениями напечатлеть то же мнение и в сердцах других, навязываясь таким образом им в учители непрошеные и мечтая иметь иной раз учениками такие лица, которые понимают дело гораздо лучше учителя (прп. Никодим Святогорец).

***

Остерегайся, чтобы не поразили тебя нечаянно осмея­ние и злой язык, который на совершенства твои изрыгает змеиный яд. Два пути у человека, и поругание бывает двоя­кое. Один путь худ; он приводит и к концу худому. Другой путь хорош; и конец его, как и естественно, вожделенный. Но осмеяние преследует человека на обоих путях. А если бы язык нападал только на тех, которые худы, что тогда было бы превосходнее его? Теперь же с одинаковою яро­стью нападает он на всех, на добрых и на злых. И ты будь осторожен и осмотрителен в обоих случаях. Страшись язы­ка, который преследует беззаконников, чтобы бегать и са­мого порока, поражаемого языком; а языка, который у злого врага, вооружен на добрых, столько же бойся, ско­лько вдавшийся в море утес боится ветра и сокрушающей­ся о него волны (свт. Григорий Богослов).

***

Дерзкий язык по возможности сдерживай (ибо он весь­ма проворен на грех), потому что из-за него одного мно­гие даже из великих (людей), сбившись с правого пути, по­теряли Царство Небесное. Прежде же этого загради свои уши, чтобы не слышать ничего постыдного и суетного, тог­да, быть может, ты и языком овладеешь (прп. Симеон Но­вый Богослов).

***

Много лежит на языке тлетворных зелий пагубы; потому что язык — половина всех человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло — гнев, который, особенно силь­ный, в своих порывах отнимает у человека ум или, затаив в груди коварный умысел, льет кроткие речи из мягких устен (свт. Григорий Богослов).

 

***

Есть много путей погибели через уста, например, когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится, как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имея возможности удержать находившегося в нем сокрови­ща, вдруг сделался бедным (свт. Иоанн Златоуст).

***

Кто исчислит все те огорчения, какие причиняет язык? Если захочет, без всякого труда, в одну минуту, заставит он враждовать дом с домом, город с городом, народ с влас­телином, царя с подданными, как искра, мгновенно вос­пламеняющая солому. Плывущих на одном корабле, сына, родителя, брата, друга, супругу, супруга — всех удобно вооружает он одного против другого. Злого сделает доб­рым, а доброго, напротив того, погубит, и все это опять переиначит. Кто переможет слово? Язык мал; но ничто не имеет такого могущества (свт. Григорий Богослов).

***

Если мы и языка своего не умеем удержать, то как воз­можем преодолеть прочие страсти? Какая другая страсть, скажи мне, легче этой? Плоть имеет естественное похотение и жжение и часто поднимает восстание против души и борет ее очень сильно. Чрево естественно желает насыщен­ным быть яствами, потому что для того и создано. О языке же ничего такого сказать нельзя. Итак, если мы не можем пресечь злого навыка языкоболия, что для нас очень удоб­но и легко, то как возможем одолеть другие страсти более сильные и упорные, которые опираются на естестве нашем и состоят в союзе с похотию и сластию греховною? (прп. Симеон Новый Богослов).

Высказывания о языке на smisl-zhizni.ru